Судостроение России: текущее состояние, проблемы и перспективы развития

16 сентября 2024 г.
euro-stanok.ru

В настоящее время российская судостроительная промышленность находится в фазе активного развития. На воду спускаются корабли военного назначения, теплоходы, грузовые суда, пассажирские лайнеры, ледоколы, научно-исследовательские и рыбопромысловые плавучие объекты, спортивные и прогулочные катера. Судостроение стимулирует развитие металлургической отрасли, производство электроники, электрооборудования и других смежных отраслей.

Содержание

Особенности и состав отрасли судостроения

Наукоемкая судостроительная отрасль отличается характерными особенностями:

  • высокой технологической сложностью и капиталоемкостью конечной продукции;
  • длительностью разработки, строительства и эксплуатации судов;
  • низкой серийностью производства.

Строительство военных судов укрепляет оборонную позицию и промышленный потенциал страны. Исторически российское судостроение ориентировалось на производство военных судов, в настоящее время эта тенденция сохраняется и приумножается, хотя сейчас успешно развивается строительство гражданских судов.

Отрасль состоит из промышленных предприятий:

  • судостроительных верфей и заводов со специализированными цехами;
  • судоремонтных и судосборочных заводов;
  • сдаточных баз;
  • научно-исследовательских организаций;
  • проектно-конструкторских бюро;
  • других интегрированных структур.

На данный период времени в отрасли задействовано 86 судостроительных компаний, 107 проектно-конструкторских бюро, 136 судостроительных и судоремонтных заводов, 647 подрядных предприятий, 94 завода судового машиностроения, 180 научно-технических организации, 78 управляющих компаний, средние и малые судостроительные предприятия.

Факторы развития судостроения в России

Береговая линия страны с самой большой территорией насчитывает 44 тысячи км и длину внутренних водных путей 100 тысяч км. Этот фактор благоприятно влияет на успешное функционирование и дальнейшее развитие судостроительной отрасли. По морским путям осуществляется значительная доля внешней торговли (по разным источникам от 70 до 90% от общего объема), что имеет важное значение для развития отрасли и экономики страны в целом.

Успешное функционирование отрасли зависит от уровня мирового технического прогресса, изменения курса валют, уровня дохода потребителей, кредитной политики, спроса на продукцию и других внешних факторов.

Как работала отрасль до введения санкций

Корабли создаются из специализированного оборудования, комплектующих, прочных и качественных материалов. На протяжении многих лет компании иностранных производителей для российской судостроительной отрасли поставляли:

  • процессоры и двигатели большой мощности;
  • навигационные системы;
  • силовые установки;
  • палубную и крановую технику и другие технологически сложные детали.

В условиях мировой глобальной экономики РФ закупала более 80% комплектующих для судов и ремонтировала технику в других странах. Хотя вопрос импортозамещения решался еще в 2019 г., когда Правительство приняло Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 г, в которой отмечалось осуществление закупок импортного оборудования только в случае отсутствия производства российских аналогов.

В марте 2022 г. против крупных судостроительных предприятий РФ странами ЕС были введены блокирующие санкции, большинство верфей Европы были вынуждены отказаться от работы с российскими производителями и контрагентами. Перед отраслью нависла ключевая проблема: как обеспечить строительство судов необходимым оборудованием. Не хватало дизельных двигателей, винтовых рулевых колонок, якорного, швартового и другого оборудования, остро возникла необходимость производства отечественных комплектующих.

Единственное военное направление российского судостроения развивалось без участия зарубежных разработчиков и производителей, поэтому у отечественных инженеров и конструкторов имелись собственные технические и технологические проекты и наработки, что гарантировало возможность сохранения производственных мощностей для развития гражданского флота и перезагрузки предприятий.

Современное состояние

Судостроение является одной из отраслей экономики, на его долю приходится 1% ВВП. Влияние санкций за последние 2 года изменили систему управления компаниями отрасли, привели к смене руководства и способствовали большому подъему производства. Если в период 2019-2022 г. было построено 600 судов разного назначения, то только в первом квартале 2023 г. количество строящихся кораблей было уже 530.

Всего за 2023 г. российские верфи построили 367 единиц разных типов кораблей, 108 крупных гражданских судов, в числе которых 18 пассажирских. По суммарному тоннажу в 2023 г. структура производства выглядела следующим образом:

  • из общего объема судов танкеров было построено 78%;
  • по 5% пассажирских, рыболовных судов и подводных лодок;
  • 4% составили ледоколы;
  • 3% – сухогрузы.

К общему объему было добавлено 13 кораблей для добычи, хранения и транспортировки нефти из Китая, 3 – из Южной Кореи.

Основные производители

Сейчас отрасль насчитывает более 1200 предприятий, основные из них находятся в Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Северодвинске, Астрахани. Расположение судостроительных заводов по федеральным округам:

в Северо-Западном находится 57% предприятий;

  • 39% – в Южном;
  • 25% – в Дальневосточном;
  • 27% – в Приволжском;
  • 21% – Центральном;
  • 12% – Сибирском;
  • 7% – в Уральском ФО.

Строительством военных и гражданских судов из всего количества предприятий занимаются 188 специализированных отраслевых заводов, самые крупные из них:

  • «Красное Сормово»;
  • Центр судоремонта «Звездочка»;
  • «Балтийский судостроительный завод»;
  • Судостроительная компания «Алмаз»;
  • «Северная верфь»;
  • Центр судоремонта «Дальзавод»;
  • «Азовская судоверфь»;
  • «Адмиралтейские верфи»;
  • Севастопольский завод им. С. Орджоникидзе;
  • «Амурский судостроительный завод»;
  • Онежский завод;
  • «Эмпериум»;
  • «Лотос»;
  • «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод».

Более 40 крупных предприятий и организаций, расположенных в 17 городах России, входят в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» и выпускают 80% от всего объема продукции.

Господдержка

Строительство военных судов для обороны страны занимает 75% от общего объема производства и финансируется государством. В 2023 г. суммарный размер инвестиций в отрасль составил 1 трлн рублей, в том числе:

  • на поддержание отечественного флота выделено 65 млрд;
  • на программу лизинга гражданских судов – 27 млрд;
  • на создание и внедрение судового оборудования – 15 млрд;
  • на строительство крупнотоннажных судов – 8,7 млрд;
  • на модернизацию мощностей предприятий гражданского судостроения – 6,5 млрд;
  • на возмещение части затрат на строительство рыбопромысловых судов – 6 млрд.

Кроме того, государством были выделены субсидии предприятиям и организациям отрасли на возмещение части затрат:

  • по уплате процентов по выданным кредитам и лизинговым платежам по договору лизинга;
  • на строительство рыбопромысловых и крупнотоннажных судов.

Также произошел разворот поставок необходимых комплектующих в сторону дружественных стран и принята директива по производству ключевого оборудования на территории России. На предприятиях стали разрабатывать и создавать отечественные современные навигационные системы, энергетические установки, технически сложные механизмы, что способствовало обеспечению суверенитета стратегически важной отрасли и независимости от внешних факторов.

Перспективы развития отрасли

В 2024 г. Военно-морской флот России пополнит еще 40 кораблей. В стадии строительства находится 985 судов разного назначения, их общая стоимость в 5,52 трлн рублей.

В России быстро отреагировали на запреты западных стран и приняли ответные действия на всевозможные ограничения в плане поставок комплектующих и ремонта судов. При поддержке государства отечественные верфи еще до введения санкций искали способы замены импортной продукции.

Приоритетным направлением отрасли стала реализация ее потенциала, достижение максимальной независимости от импорта и создание качественной современной продукции. К 2035 г., согласно Стратегии развития судостроительной промышленности, принятой распоряжением Правительства РФ № 2553-р, до 2035 г. планируется загрузить 80% основных производственных фондов, в 2,3 раза увеличить объем производства и в 2,5 раза повысить производительность труда. Долю отечественных гражданских судов планируется довести до 75%.

Заключение

Введенные санкции дали стимул для развития российского судостроения. Из-за большой зависимости от импортного оборудования государством были выделены огромные средства для обеспечения производства российскими комплектующими и разработки собственных технологий. Отрасль преодолела все трудности и перешла на импортозамещение. В достаточно сжатые сроки реализовались мероприятия по обновлению рыболовных и гражданских судов, строительству кораблей нового типа с использованием отечественных технических узлов. Сложившаяся сложная геополитическая обстановка дала толчок к снижению зависимости от внешних факторов и развитию судостроительной промышленности для удовлетворения внутреннего спроса отраслевой продукцией и наращиванию экспортного вектора.

Полезные ссылки
Самусьский судостроительно-судоремонтный завод (СССРЗ)

ООО Самусьский судостроительно-судоремонтный завод (СССРЗ) создан взамен и расположен на производственных площадях ордена ЗНАК ПОЧЕТА Самусьского судостроительно- судоремонтного завода. Сегодня Самусьский ССРЗ — одно из самых современных судостроительных предприятий России.

Завод "Красное Сормово"

ПАО "Завод "Красное Сормово" - одно из крупнейших судостроительных предприятий Российской Федерации.

Центр судоремонта "Звездочка" ("ЦС "Звездочка")

АО Центр судоремонта «Звёздочка» — крупное российское судоремонтное, судостроительное и машиностроительное предприятие, специализируется на ремонте и переоборудовании дизельных, атомных подводных лодок любого класса и надводных кораблей.

Балтийский завод

АО «Балтийский завод» специализируется на строительстве надводных кораблей 1 ранга, судов ледового класса ледоколов, многофункциональных судов-снабженцев, судов технического обеспечения работ на шельфе) с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков, плавучих...

Судостроительный завод Северная Верфь

Основные направления деятельности предприятия: серийное строительство боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат, эсминец, корабли специального назначения, суда обеспечения ВМФ России; ремонт и модернизация боевых надводных кораблей для ВМФ России; строительство, ремонт и модернизация боевых...

Центр Судоремонта "Дальзавод" ("ЦСД")

АО "Центр Судоремонта "Дальзавод" (АО "ЦСД") выполняет широкий спектр работ судостроительного и судоремонтного профиля, а также работы по изготовлению металлоконструкций и трубопроводов для инфраструктурных и нефтегазовых проектов.

Адмиралтейские верфи

АО "Адмиралтейские верфи" – базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России.

«Азовская судоремонтная компания»

ЗАО «Азовская судоремонтная компания» - предприятие, занимающееся производством и ремонтом судов, а также стеклопластиковым производством.

Амурский судостроительный завод ("АСЗ")

ПАО «Амурский судостроительный завод» (ПАО «АСЗ») является одним из старейших предприятий судостроительной отрасли, базовым и единственным крупным предприятием судостроительного профиля в Дальневосточном регионе России.

Онежский судостроительно-судоремонтный завод (ОССЗ)

АО “Онежский судостроительно-судоремонтный завод” производит лоцмейстерские катера проекта 02780М, грунтоотвозные шаланды проекта HB600, рабочие катера с ледовым усилением проекта ST23WI-M, проекта DAMEN STAN LAUNCH 804, ремонт судов «Росморпорта», самоходные, саморазгружающееся дноуглубительные...

Судостроительный завод "Лотос"

АО «Судостроительный завод «Лотос» является одним из крупнейших предприятий Астраханской области и Южного федерального округа, располагает квалифицированными кадрами и большими техническими возможностями, имеет сертификаты Российского морского регистра судоходства, Российского речного регистра, GL,...

Филиал "Севастопольский морской завод" АО "Центр Судоремонта "Звездочка"

Филиал "Севастопольский морской завод" АО "Центр Судоремонта "Звездочка" - машиностроительное предприятие, специализирующееся на судостроении и судоремонте. За более чем двухвековой период "Севастопольский морской завод" построил свыше 500 и отремонтировал более 5000 кораблей и судов.