Обзор машиностроительной отрасли РФ

03 июня 2020 г.

Первым машиностроительным предприятием Российской империи можно считать санкт-петербургский завод паровых двигателей, начавший работу к 1804 году. В дальнейшем на нём выпускались пароходы и оборудование для железных дорог.

Содержание

К окончанию XIX века отрасль бурно развивается, запустив в работу 80 % мощностей на территории тогдашней столицы и в Прибалтике. За прошедшие два с лишним столетия, машиностроение России пережило немало взлётов и падений, обусловленных внешними и внутренними политическими событиями. Однако в 2018 году доля его в промышленном производстве страны достигла 12%, что составило 8 трлн. рублей или 128 млрд. долларов.

Структура объёмов выпущенной продукции по отраслевым направлениям в 2018 году

Направление Объём выпуска
Изготовление транспортных средств 56 %
Выпуск электрооборудования 12 %
Остальные подразделения 32 %

Несмотря на финансовые затруднения, в 2019 году произошёл значительный прирост машиностроительного производства на 5,1 % по сравнению с предыдущим годом.

Центры машиностроения в России

Машиностроительные центры нашей страны:

  • Москва. На её территории сосредоточены предприятия, производящие автомобили, станки, продукцию точечного машиностроения.
  • Санкт-Петербург. Город прославлен заводами, изготавливающими изделия космического, точного, тяжёлого, энергетического машиностроения. В силу своего географического расположения, северная столица обладает судостроительным производством и оборонными предприятиями.
  • Екатеринбург. Центр Урала – это мощнейшее сосредоточение тяжёлой промышленности и целого ряда организаций по выпуску станков.
  • Южные регионы. Астрахань, Краснодар, Ростов-на-Дону поставляют на рынок сельскохозяйственную технику: комбайны, трактора, агротехнические агрегаты.
  • Поволжье. Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Тольятти – известнейшие центры автомобилестроения.
  • Дальний Восток. Один из наиболее удалённых регионов страны активно развивает: лесозаготовительную отрасль (Хабаровск), производство энергетического оборудования (Комсомольск-на-Амуре), судостроение (Благовещенск).
  • Практически каждый большой (а иногда и средний) город в стране имеет машзавод или иное машиностроительное предприятие государственного значения.

Всего отрасль насчитывает 40 000 предприятий, из которых 2 000 – наиболее крупные. Структура машиностроения России включает в себя: 19 комплексов по различным направлениям, свыше 100 подотраслей и ряд отдельных предприятий узкого профиля.

Машиностроение

Машиностроение

Состав машиностроительного комплекса

Исторически машиностроительная отрасль включает в себя: тяжёлое, среднее и общее машиностроение. Эти три направления были созданы в зависимости от потребления энергоресурсов, материалов, трудозатрат. Они продолжают существовать и развиваться под направлением прогресса, вбирая в себя новые направления хозяйственной деятельности.

Тяжёлое и энергетическое

Тяжёлое и энергетическое машиностроение возникло для производства:

  • Землеройного и горно-шахтного оборудования. Сюда относятся: роторные и шагающие экскаваторы, горнопроходческая техника, очистные комбайны, машины для разведки и добычи полезных ископаемых, буровые установки и тому подобные агрегаты.
  • Грузоподъёмныхмашин (краны) и линий транспортировки (конвейеры), складского оборудования для перемещения хранимых товаров и изделий.
  • Дробильной и размольной техники, агломерационных машин.
  • Оборудования предприятий металлургии: печей, станов, формовочных линий, миксеров, грануляторов, грохотов, обжиговых машин и сопутствующего оборудования.
  • Кузнечно-прессовых агрегатов, станков, отличающихся большой массой и габаритами.
  • Транспортных средств: локомотивов, вагонов, крупнотоннажных кораблей.
  • Энергетического оборудования электрических станций, котельных, подстанций и линий электропередач.

Отрасль характеризуется повышенным спросом на сырьевые и энергетические ресурсы при незначительных трудовых затратах (по сравнению с другими направлениями). Для её работы необходимо значительное количество чёрного и цветного металла, пластмассы, электрической энергии и большие производственные площади.

Тяжёлое и энергетическое машиностроение

Тяжёлое и энергетическое машиностроение

Естественно, что столь ёмкое и громоздкое производство располагается: или вблизи металлургических предприятий, или рядом с потребителями продукции.

Ведущими организациями тяжёлого машиностроения являются:

Предприятия-лидеры на рынке изготовителей энергетического оборудования:

Станкостроение

Системообразующая отрасль машиностроения. Основным назначением которой, является производство станков и иного оборудования для обработки разнообразных материалов. К ним относятся: металлы, древесина, пластмассы, минералы.

Кроме станочного парка, отрасль производит:

  • Автоматические линии.
  • Кузнечно-прессовое оборудование.
  • Комплексные линии обработки материалов в автоматическом режиме.
  • Станочную технику с ЧПУ (числовым программным управлением).

В настоящее время станкостроение России значительно уступает свои позиции ведущим мировым производителям, лидером среди которых является Китай. Хотя, в последние годы, в связи с рядом политических событий и возрождением военно-промышленного комплекса, появились предпосылки некоторого возрождения отрасли.

Станкостроение

Станкостроение

Предприятия станкостроительного комплекса можно условно разделить на три группы:

  • Заводы, построенные в советскую эпоху.
  • Государственный холдинг АО «Станкопром».
  • Частная структура, объединяющая отдельные производства «СТАН».

Есть и четвёртое направление – современные предприятия оборонно-промышленного комплекса, базирующиеся на новых перспективных технологиях.

Однако, серьёзных оснований для интенсивного развития отрасли, пока нет. Имеются локальные инвестиционные планы, открываются новые производства, частично модернизируется оборудование. Но принципиальные «прорывные» направления, способные выдвинуть на мировой рынок достойную продукцию, отсутствуют. Более того, претерпел изменения сам принцип формирования отрасли, разделившейся на ряд подразделения, в дальнейшем интегрирующийся под конкретного заказчика, желающего получить определённое количество изделий одной марки.

Крупнейшими игроками станкостроительной отрасли (насчитывающей более 100 действующих предприятий) современной России являются:

  • ПАО «Тяжстанкогидропресс».
  • АО «Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства».
  • ООО «Савеловский станкостроительный завод».
  • ЗАО «Петербургский станкостроительный завод».
  • ОАО «Саранское станкостроительное объединение».
  • ОАО «Сасовский станкостроительный завод».
  • ЗАО «Липецкое станкостроительное предприятие».
  • ООО «Саратовский завод тяжелых зуборезных станков».
  • ООО «Станкоинструментальный завод «Термит».
  • ООО «Рязанский завод промышленного оборудования».

Транспортное

Транспортное машиностроение в соответствии с мировой классификацией включает в себя: авиастроение, судостроение, вагоностроение, локомотивостроение, производство автомобилей и подъёмно-транспортной техники. Понятно, что столь широкая отрасль, существующая более двух столетий в России, подразделяется на ряд подотраслей, имеющих в своём распоряжении широкую научно-производственную базу. Десятая часть трудоспособного населения страны работает на предприятиях транспортного машиностроения.

Распоряжением Совета Министров РФ за № 1756-р от 17 августа 2017 года, введена в действие дальнейшая стратегическая развития транспортного машиностроения (подразумевается рельсовый транспорт) на период до 2030 года. Воплощение её в жизнь позволит:

  • Удовлетворить потребности страны в железнодорожном транспорте, обеспечив объёмы грузоперевозок вагонами и локомотивами.
  • Открыть перспективы развития других отраслей промышленности.
  • Развить торговую сеть государства, обеспечив её внутренними и внешними связями.
  • Обеспечить устойчивую работу смежных организаций.
  • В планах ближайшего десятилетия:
  • Строительство высокоскоростных и тяжеловесных поездов.
  • Создание и внедрение интеллектуальных средств организации работы рельсового транспорта.

Транспортное машиностроение

Транспортное машиностроение

Реализация программы возлагается на 500 предприятий, лидерами среди которых являются:

Прошедший 2019 год для железнодорожного машиностроения был рекордным: объём отгрузки вырос на 12,4 %; производство путевой техники увеличилось на 77,6 %; локомотивов на 56,6 %; моторвагонов на 19,3 %.

Ведущее место среди отраслей транспортного машиностроения занимает производство автомобилей. Доля персонала, задействованного в этой отрасли, составляет 13 % от общего количества машиностроителей.

Предприятиями автопрома в 2019 году было произведено 1,72 млн. автотехнических изделий (в 2018 году – 1 770 545). Причём, почти половина выпущенных автомашин была произведена на предприятиях:

Наша страна обладает большим количеством рек и озёр, её побережья омывает множество морей. Издревле, водные пути были лучшими транспортными артериями для торговли и путешествий. И сегодня они не потеряли своей актуальности.

Не смотря на достаточно жёсткую конкуренцию, российское судостроение, представленное 4000 предприятий, не сдаёт своих позиций. В период с 2010 по 2018 год ежегодное производство судов составляло:

  • 22 ÷ 72 гражданских.
  • 22 ÷ 208 военных.

По утверждениям аналитиков, именно судостроение может стать локомотивом, выводящим страну на передовые рубежи высокотехнологичного производства. Крупнейшие предприятия этой отрасли расположены в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске, Волгограде, Тюмени, Калининградской и Амурской областях.

Одно из направлений транспортного машиностроения – это специализированная грузоподъёмная автотранспортная техника, играющая очень важную роль в любой отрасли народного хозяйства. Она производится:

  • В Костромской области – автокран «Галичанин».
  • В городе Иваново – знаменитый на всю страну автокран «Ивановец».

Авиационная промышленность

Одна из важнейших отраслей народного хозяйства, производящая ежегодно, порядка:

  • 30 самолётов гражданской авиации.
  • 250 вертолётов.
  • 100 летательных аппаратов военного назначения, среди которых: истребители, бомбардировщики, военно-транспортные и учебно-боевые самолёты.

В последние годы этот список пополнили беспилотные летательные аппараты. Необходимо также отметить многофункциональность изготовляемой продукции, осуществляющей не только перевозки пассажиров и грузов, но и тушащей лесные пожары, выполняющей монтаж сложных строительных конструкций, оказывающей крупномасштабную санитарно-медицинскую помощь.

Авиационная промышленность

Авиационная промышленность

Однако в 2019 году произошло значительное снижение объёмов выпуска самолётов.

Статистика самолётостроения в России в 2017÷2019 годах

Год Получили
ВВС (шт.) Гражданская авиация (шт.)
2017 49 41
2018 50 38
2019 23 20

На сегодня авиационная промышленность нашего государства представлена 214 производственными и научно-исследовательскими организациями, структурно объединёнными в «Объединённую авиастроительную корпорацию» и «Оборонпром». Крупнейшие заводы отрасли расположены в городах:

  • Казань.
  • Новосибирск.
  • Ульяновск.
  • Ростов-на-Дону.
  • Воронеж.
  • Кумертау.
  • Таганрог.
  • Иркутск.
  • Улан-Удэ.
  • Арсеньев.

Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

Отрасль, начало которой было заложено на заре XIXвека в Великобритании, продолжает существовать и развиваться. Что для России, имеющей гигантский аграрный потенциал, является вполне закономерным.

Сегодня в арсенале продукции, выпускаемой сельскохозяйственными машиностроителями, имеются:

  • Гусеничные и колёсные тракторы, применяемые для полевых работ, транспортных, дорожно-строительных, землеройных нужд.
  • Уборочные комплексы и комбайны.
  • Техника для обработки почвы, посева и ухода за вырастающими культурами.
  • Агрегаты перемещения и обработки зерна.
  • Средства полива и внесения удобрений.
  • Устройства для приготовления кормов и ухода за животными.

Последние пять лет отрасль демонстрирует стабильный рост производства, правда сильно пострадавший от отсутствия финансирования во втором полугодии 2019 года. Первое полугодие характеризовалось выпускомследующих основных позиций сельхозтехники:

  • 4283 тракторов (+20,8% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года).
  • 3115 зерноуборочных комбайнов (+2,5%).
  • 3750 универсальных погрузчиков (+30,9%)

Однако сохраняется сильная зависимость от импорта, прежде всего из Белоруссии и Украины, где в своё время были заложены основные предприятия отрасли. Достойную конкуренцию им составляют:

  • «Ростсельмаш».
  • ООО «Джон Дин Русь».
  • Тракторные заводы Санкт-Петербурга, Челябинска, Чебоксарского Концерна «Тракторные заводы».
  • «Воронежсельмаш».
  • ОАО «Росагролизинг».

Машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности

Удовлетворение самых насущных потребностей населения невозможно без широкой технологической базы соответствующих производственных направлений. Эта сфера машиностроения отвечает за выпуск оборудования для предприятий:

  • Текстильной, швейной, трикотажной отрасли.
  • Кожевенного, обувного и мехового производства.
  • Изготовителей химического волокна.
  • Торговли.
  • Общепита.
  • Полиграфической промышленности.
  • Изготавливающих приборы бытового назначения.

Машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности

Машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности

В настоящее время в отрасли задействовано около 60 предприятий, производящих специализированную и бытовую технику. Среди них выделятся:

Анализ последних лет показывает, что отрасль работает крайне нестабильно. Некоторые важные направления свёрнуты. Для преодоления проблем лёгкого и пищевого машиностроения, Правительством России утверждена «Стратегия развития» отрасли на период до 2030 года, предусматривающая трёхкратное увеличение объёмов выпуска продукции.

Точное машиностроение

Самая наукоёмкая отрасль машиностроения, работающая в условиях жесточайшей конкуренции со стороны ведущих мировых производителей. Причём она отличается достаточно широким разнообразием. В списке отраслей точного машиностроения:

  • Приборостроение.
  • Радиотехническая отрасль.
  • Электронная промышленность.
  • Электротехническая промышленность.
  • Кабельная отрасль.

Специфика точного машиностроения требует высочайшего уровня специализации, интегрированного в мировую экономику. За передовыми достижениями обычно стоят передовые конструкторские бюро. Поэтому закономерно, что центрами развития отрасли стали:

  • Москва.
  • Зеленоград.
  • Тула.
  • Казань.
  • Чебоксары.

В настоящее время в России действуют 167 приборостроительных заводов, 154 производителя радиоэлектронной аппаратуры, 123 предприятия «Росэлектроники»;выпускаются 40 тысяч наименований электротехнической промышленности; работает 101 производитель кабельной продукции.

Значение машиностроения

Переоценить роль машиностроения в экономике страны невозможно. Именно оно обеспечивает:

  • Триллионы рублей валового внутреннего продукта Российской Федерации.
  • Пятую часть промышленного производства страны.
  • Функционирование 50 тысяч предприятий.
  • Занятость 1/3 трудовых ресурсов промышленности.

Без машиностроения сегодня не может существовать какая-либо материальная сфера деятельности человека. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все отрасли экономики, формирует индустриальную базу военно-промышленного комплекса, служит крупнейшей областью внедрению достижений научно-технического прогресса, открывает перспективы освоения космического пространства.

Развитие машиностроения является фактором экономического благосостояния государства, определяющим его позицию на мировой политической арене. Не удивительно, что такие страны как США и Китай являются лидерами современной мировой машиностроительной отрасли, производящей 3 млн. видов изделий.

Проблемы машиностроительного комплекса России

Ведущая отрасль промышленности в настоящее время испытывает целый ряд серьёзных проблем, требующих принципиально новых методов решения:

  1. Износ основных фондов, превышающий 50%. И это, при крайне низком уровне обновления. Подчас, промышленные корпуса заводов и фабрик требуют сноса или капитального ремонта, а оборудование, отслужившее более полустолетия – замены. Сегодня недопустимо работать на станках и машинах, отслуживших эксплуатационный срок. В среднем, при надлежащем обслуживании, он составляет 22 года.
  2. Инвестиционная непривлекательность. Кто будет вкладывать средства в практически полностью изношенное оборудование, производящее никому ненужную продукцию?
  3. Отсутствие гибкости, возможности своевременного манёвра для быстрого перехвата наиболее выгодных заказов. Слишком глубокая специализация, рассчитанная на гарантированныйдлительный, устойчивый сбыт, порождает своеобразный консерватизм, препятствующий кардинальным, резким изменениям направления деятельности. Что приводит к простоям, старению оборудования, потери материальной заинтересованности персонала в результатах своего труда.
  4. Предельно низкий уровень инноваций. Современное производство требует не только внедрения передовых технологий, но и обладания новейшими, конкурентоспособными разработками.
  5. Старение кадров. Отсутствие высококвалифицированного персонала, способного работать на ультрасовременном оборудовании и готового к постоянному переобучению. Здесь одним из решающих факторов является уровень оплаты труда, заставляющий перспективную молодёжь искать работу в других регионах страны или за рубежом.

Решение проблем износа и технической отсталости машиностроительного комплекса требует: гигантских инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости; плюс государственной политической поддержки отечественных производителей, реализуемой на законодательном уровне.